Основные этапы развития и главные достижения БРИКС
Предпосылки к формированию БРИКС стали появляться еще в 1990-е гг. в результате стремления России и некоторых других мировых держав (прежде всего КНР) к многополярному мироустройству. Прародителем объединения можно считать главу МИД (1996-1998 гг.) и премьер-министра России (1998-1999 гг.) Е.М. Примакова, при котором стремление к многополярности стало ключевым лейтмотивом российской внешней политики. При нем в апреле 1997 г. Россия и Китай приняли Декларацию о многополярном мире и формировании нового мирового порядка. Затем в декабре 1998 г. в ходе официального визита в Индию Е.М. Примаков выдвинул инициативу создания стратегического евразийского треугольника «Россия - Индия - Китай».
Хотя сразу этот формат создать не удалось, в 2002 г. он все же заработал: главы МИД России, Индии и Китая провели трехстороннюю встречу на полях Генассамблеи ООН. С тех пор встречи министров иностранных дел – основной формат деятельности в рамках РИК, и с 2002 по 2023 г. состоялось 17 таких встреч.
Расширение РИК
В 2004 г. «стратегический треугольник» РИК расширяется. К России, Индии и Китаю присоединяется Бразилия. Именно это привело к возникновению объединения БРИК.
В 2006 г. состоялся саммит РИК, на котором было принято решение создать новое объединение – БРИК, и именно формат РИК лег в его основу.
При этом акроним «БРИК» впервые был использован еще в ноябре 2001 г. - в докладе инвестиционного банка Goldman Sachs, посвященном прогнозу состояния мировой экономики в середине XXI в. Автором термина считается американский экономист Дж. О'Нил , который использовал его применительно к группе наиболее крупных и при этом динамично развивающихся экономик - Бразилии, России, Индии, Китаю. Примечательно, что именно это качество и легло в основу объединения на первоначальном этапе его развития.
При этом с самого начала преобладало понимание, что вес стран БРИК в мировой экономике будет расти. В 2003 г. Goldman Sachs опубликовал документ Dreaming With BRICs: The Path to 2050, Global Economics Paper № 99, авторами которого стали Доминик Уилсон (Dominic Wilson) и Рупа Пурушотхаман (Roopa Purushothaman). Исследование прогнозировало, что к 2050 г. страны G7 утратят реальное экономическое превосходство (в реальности это произошло уже в начале 2020-х гг.). Документ также прогнозировал, что в условиях стабильного высокого экономического роста роль стан БРИК станет определяющей в мировой экономике и важной в мировой политике.
Название БРИКС
Название «БРИКС» вошло в международную практику в 2011 г. после присоединения к группе Южно-Африканской Республики (декабрь 2010 г.). Данный шаг качественно изменил «идентичность» объединения: оно перестало быть просто группой крупнейших развивающихся экономик с высокими темпами роста, так как объем экономики ЮАР на порядок меньше стран БРИК. Вместе с тем, вхождение ЮАР качественно повысило репрезентативность объединения в развивающемся мире, оно стало включать в себя не только Европу, Азию и Латинскую Америку, но и Африку. Причем БРИКС стало первым объединением глобального уровня, куда представители африканского континента вошли на постоянной основе. В результате БРИКС стала приобретать политическую идентичность и превращаться в наиболее престижное объединение незападных развивающихся стран в целом, выступающих за более справедливое мироустройство и глобальное управление.
Первый этап: 2006-2013 гг.
Важный этап развития БРИК
Важнейшим этапом развития БРИК стал первый саммит объединения, состоявшийся в 2009 г. в Екатеринбурге. То, что подобное усиление формата произошло именно тогда, не случайно: ситуация в мировой экономике и политике требовала реформы системы глобального управления, где на тот момент доминировали страны G7, но не справлялись с эффективным управлением. При этом главными центрами роста мировой экономики стали развивающиеся страны. Также к концу 2000-х гг. очевидной стали кризис глобальной гегемонии США и постепенное формирование многополярного мироустройства.
Екатеринбургский саммит стал учредительным для БРИК и во многом определил природу и характер работы объединения по сей день. Во-первых, его коммюнике четко обозначило общее стремление стран-членов создать более справедливый мировой финансово-экономический порядок и более справедливую систему глобального экономического и финансового управления посредством реформ многосторонних институтов, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и Совета по финансовой стабильности (СФС). Тем самым сформировался один из ключевых приоритетов группы, которая остается определяющей по сей день: реформа системы глобального управления в интересах развивающихся стран.
По итогам екатеринбургского саммита лидеры БРИК обязались поддерживать «Группу двадцати» в преодолении финансового кризиса, продвигать реформу международных финансовых институтов (МФИ) и стимулировать построение стабильной, предсказуемой и более диверсифицированной международной валютной системы. Кроме того, были определены цели БРИК по построению справедливого многополярного миропорядка и развитию сотрудничества между четырьмя странами по трем главным направлениям: экономика, политика и гуманитарная сфера, но на тот момент главный упор делался на экономическое сотрудничество. Также неотъемлемой частью сотрудничества в рамках БРИК стала координация позиций стран по ключевым вопросам повестки дня в рамках международных управляющих институтов и стремление к реформированию мировой финансовой архитектуры.
Далее - в сентябре 2009 г. – состоялась еще одна встреча министров финансов и глав центральных банков стан БРИК, на которой был продолжен курс на продвижение реформы глобального финансово-экономического управления: было предложено перераспределить квоты МВФ и ВБ в объеме 7 и 6% соответственно в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся стран. Это предложение в конечном итоге предопределило решение саммита «Двадцатки» в Сеуле о перераспределении квот на 6% и 5% соответственно. Это стало важным успехом БРИК и демонстрацией как возросшего влияния стран группы, так и того, что проблема реформы регулирующих институтов назрела и перезрела.
Кроме того, в 2009 г. состоялась первая встреча министров сельского хозяйства стран БРИК для обсуждения вопросов продовольственной безопасности. Также было принято решение организовать параллельно с саммитом 2010 г. в г. Бразилиа Деловой форум и Конференцию экспертных центров, что положило начало взаимодействию в рамках объединения с деловым и экспертным сообществами.
Второй важный этап развития БРИК
Следующим рубежным этапом развития объединения стало присоединение к ней ЮАР с начала 2011 г. (решение было принято еще в конце 2010 г.), после чего группа стала носить название БРИКС. Это ознаменовало серьезное изменение в идентичности объединения: поскольку экономика ЮАР по своему размеру существенно уступала другим странам БРИКС, объединение уже не могло позиционировать себя как просто группа крупнейших развивающихся экономик. В то же время с вхождением ЮАР БРИКС стал гораздо более представительным, представляя все континенты мира, кроме Северной Америки и Австралии. БРИКС усилил глобальную идентичность и стал претендовать на положение наиболее авторитетного и представительного объединения незападных развивающихся стран.
После расширения 2011 г. БРИКС продолжил работу по преодолению странами-членами последствий экономического кризиса 2008-2009 гг. и реформе глобального экономического управления. С 2011 г. лидеры начали проводить неформальные консультации непосредственно перед саммитами «Группы двадцати».
2012-2013 гг.
Саммит БРИКС в Нью-Дели в марте 2012 г. состоялся на фоне неблагоприятных перспектив восстановления экономики, значительных рисков, связанных с денежно-кредитной политикой количественного смягчения в развитых странах (эмиссия денег и заливания кризиса деньгами), роста отношения долга к ВВП в «Группе семи», чрезмерной волатильности потоков капитала и задержки реформ международных финансовых институтов. В этой связи члены БРИКС сосредоточили внимание на поддержании макроэкономической стабильности и предложили создать собственный институт содействия развития, независимый от развитых стран, - Новый банк развития - для мобилизации ресурсов на финансирование проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития. Тем самым в условиях эгоистической политики стран Запада и их нежелания делиться полномочиями в рамках традиционных институтов страны БРИКС взяли курс на формирование альтернативных западным структур содействия развитию и альтернативных механизмов глобального экономического управления. Эта политика продолжается по сей день и с тех пор качественно усилилась.
Кроме того, на неформальной встрече на полях саммита «Двадцатки» в Лос-Кабосе в 2012 г. лидеры БРИКС обсудили механизмы объединения резервов и свопов в национальных валютах и попросили министров финансов изучить реализуемость этих инициатив. Также банки развития пяти стран БРИКС подписали в том же году Генеральное соглашение об общем порядке открытия кредитных линий в национальных валютах и Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов в рамках механизма межбанковского сотрудничества. Тем самым был дан старт еще одному постоянному приоритету БРИКС, важность которого со временем только росла, - уменьшению зависимости расчетов между странами-членами от доллара и формированию независимой от Запада системы торговых расчетов и валютных резервов.
Одновременно нарастание геополитической напряженности и региональных конфликтов, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке (в 2011 г. началась т.н. «арабская весна», которая при поддержке Запада привела к свержению правительств в Тунисе и Египте, военной агрессии против Ливии 2011г., приведшей к распаду станы и ее превращению в несостоявшееся государство, гражданской войне и попытке свержения правительства в Сирии, а также к гражданской войне в Йемене), стало усиливаться сотрудничество БРИКС по вопросам политики и безопасности. Оно происходило как на уровне лидеров, так и в формате взаимодействия министров иностранных дел. Страны БРИКС осуждали вмешательство во внутренние дела затронутых внутренними конфликтами стран и использование этих конфликтов для вмешательства и свержения неугодных Западу режимов. Проводимая США и европейскими странами политика смены режимов на Ближнем Востоке вызывала со стороны БРИКС коллективную критику.
Председательство Южной Африки в 2013 г. было отмечено несколькими институциональными и управленческими инновациями. В Этеквинской декларации была вновь выражена озабоченность членов БРИКС слишком вольной денежно-кредитной политикой развитых государств, разгонявшей глобальную инфляцию и усугублявшей мировые диспропорции, а также медленными темпами реформы архитектуры глобального управления. Важнейшим решением саммита БРИКС в Дурбане 2013 г. стало политическое решение о создании Нового банка развития (НБР) и Пула условных валютных резервов (ПУВР) с первоначальным объемом 100 млрд долл. США, предназначенного для обеспечения взаимной поддержки в случае нехватки ликвидности и вклада в укрепление глобальной сети финансовой безопасности.
Также председательство ЮАР 2013 г. заложило основу диалога БРИКС с третьими странами, который со временем эволюционировал в форматы «аутрич» и «БРИКС плюс»: президент страны Джейкоб Зума организовал первое мероприятие БРИКС с участием стран – внешних партнеров, посвященное развитию сотрудничества между «пятеркой» и государствами Африки. БРИКС было принято обязательство по поддержке индустриализации африканских стран путем стимулирования прямых иностранных инвестиций, обмена знаниями, наращивания потенциала и диверсификации импорта. Лидеры также обязались поддерживать ООН и Африканский союз в содействии мирному урегулированию конфликтов в Центральноафриканской Республике и Демократической Республике Конго.
Кроме того, в 2013 г. был дан старт сотрудничеству стран БРИКС в сфере науки и образования: состоялась первая встреча министров образования «пятерки», которые договорились развивать сотрудничество между университетами. Также состоялась первая министерская встреча БРИКС по науке, технологиям и инновациям, заложившая стратегические рамки сотрудничества в соответствующих областях.
Также в 2013 г. было усилено сотрудничество в рамках БРИКС по линии бизнеса и экспертного сообщества. Состоялась встреча недавно созданного Делового совета БРИКС с лидерами, на которой были представлены взгляды бизнес-сообщества на приоритеты сотрудничества в рамках объединения. Важным этапом развития группы стало создание Совета экспертных центров БРИКС для выработки инновационных решений по проблемам глобального управления.
Таким образом, в рамках первого цикла развития (2006-2013 гг.) объединение БРИК трансформировалось в БРИКС за счет включения ЮАР и приобрело характер наиболее престижной и представительной группы развивающихся стран, существенно усилило работу по реформе глобального управления и формированию независимой от доллара США системы валютных расчетов и резервов, активизировало сотрудничество по вопросам политики и безопасности (прежде всего, в форме координации подходов к актуальным проблемам и кризисам), запустило практику диалога с представителями бизнеса и экспертного сообщества, а также начало развивать диалоги с другими странами. Институциональная структура БРИКС быстро развивалась, страны объединения постоянно расширяли свою повестку дня и последовательно продвигали реформу глобального управления.
Второй этап: 2014-2019 гг.
Углубление сотрудничества в условиях растущей мировой напряженности
Начавшийся в 2014 г. украинский кризис подвел черту под периодом отношений России и Запада после окончания холодной войны, когда Москва стремилась к партнерским отношениям с Вашингтоном и Евросоюзом. США начали конфронтационный курс против России, а Евросоюз декларировал отказ от партнерства; обе стороны стали вводить антироссийские санкции и сворачивать сотрудничество с ней в большинстве вопросов. Москва была исключена из G8, которая тем самым вернулась к формату «семерки». Одновременно обострялись отношения США и Китая. Качественный поворот Вашингтона к конфронтации с Пекином произошел в 2017 г. с приходом к власти в США администрации Д. Трампа, запустившая против КНР полномасштабную торговую войну. США также официально заявили о том, что отныне главным направлением их внешней политики является соперничество с Китаем и Россией, а главной чертой международных отношений – соперничество великих держав.
Однако резкое ухудшение российско-западных и американо-китайских отношений не ослабил работу в рамках БРИКС. Напротив, в этот период усиления глобальной напряженности и формирования предпосылок для раскола мира на Запад, с одной стороны, и его противников в лице Китая и России, с другой стороны, происходило дальнейшее углубление сотрудничества БРИКС по тем направлениям, которые были запущены на предыдущем этапе.
На саммите БРИКС в Форталезе в июне 2014 г. в рамках председательства Бразилии было подписано Соглашение о Новом банке развития и Договор о создании ПУВР БРИКС. Учреждение этих независимых от Запада инструментов глобального управления и главных формальных институтов БРИКС стало главным результатом саммита. Устав НБР предусматривал первоначальный подписной капитал в размере 50 млрд долл. США, распределяемый поровну между членами-учредителями доли голосов, равные долям стран в подписном капитале, и первоначальный разрешенный к выпуску капитал в объеме 100 млрд долл. США. Основные функции Банка включали поддержку проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития посредством предоставления кредитов, гарантий, долевого участия и других финансовых инструментов, сотрудничество с МФИ и национальными банками развития, оказание технической помощи и создание специальных фондов. Условия функционирования ПУВР определяли первоначальный объем и распределение выделяемых ресурсов, инструменты, лимиты доступа, процедуры и условия запроса и утверждения своп-транзакций.
2015 гг.
Углубление сотрудничества и институционализация БРИКС продолжилась в период председательства России в 2015 г. (саммит состоялся в Уфе в июле 2015 г.). Во-первых, начали функционировать НБР и ПУВР. Инаугурационное заседание Совета управляющих НБР под председательством главы Минфина России Антона Силуанова, на котором был дан старт официальной деятельности Банка, состоялось 7 июля 2015 г. в Москве. При этом национальные банки развития стран БРИКС подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества с НБР, предусматривающий совместную мобилизацию средств и финансирование проектов. Во-вторых, в рамках российского председательства 2015 г. состоялись первые встречи министров энергетики, окружающей среды, труда и занятости, промышленности, связи, культуры и молодежной политики, руководителей налоговых ведомств и старших должностных лиц, ответственных за сотрудничество в области международного развития. В-третьих, Москва уделяла большое внимание гражданскому и экспертному измерению БРИКС: состоялись мероприятия Гражданского БРИКС, Молодежного БРИКС и Парламентский форум, запустившие диалог между гражданским обществом и законодательными органами стран-членов. Был принят Меморандум о взаимопонимании по созданию Сетевого университета БРИКС, который стимулировал более тесное сотрудничество между вузами пяти стран. Наконец, была принята Стратегия экономического партнерства БРИКС, направленная на активизацию экономического сотрудничества.
2016 гг.
Председательство Индии в БРИКС 2016 г. тоже стремилось содействовать исполнению ранее принятых обязательств, продолжать процессы институционализации и углублять сотрудничество. Касательно экономического сотрудничества и глобального экономического управления, по итогам саммита на Гоа (октябрь 2016 г.) лидеры подтвердили обязательства по продвижению переговоров Дохийского раунда развития, реформе МФИ и сотрудничеству для сильного, устойчивого и инклюзивного роста. Они также выразили поддержку внедрению мер по борьбе с уходом от налогов с помощью вывода доходов из стран с высоким налогообложением в страны с низким налогообложением (BEPS), подчеркнув, что прибыль должна облагаться налогом в той юрисдикции, где осуществляется экономическая деятельность и создается стоимость.
Важным результатом индийского председательства 2016 г. было начало сотрудничества БРИКС в цифровой сфере: были одобрены Повестка дня в области развития ИКТ и План действий для углубления сотрудничества БРИКС в данной сфере. Цифровое партнерство предусматривало координацию национальных цифровых программ, укрепление взаимодействия между предприятиями (B2B), передачу технологий и стандартизацию в области ИКТ, наращивание потенциала, развитие электронного правительства и координацию в рамках Международного союза электросвязи и других международных организаций.
В политической сфере и по вопросам безопасности БРИКС расширил сотрудничество по противодействию терроризму, блокированию источников финансирования терроризма, борьбе с отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков и другой преступной деятельностью, а также противодействию неправомерному использованию Интернета и ИКТ. Лидеры подтвердили ключевую роль ООН в решении проблемы безопасности ИКТ и пообещали совместно работать над принятием правил, норм и принципов ответственного поведения государств, в том числе через Группу правительственных экспертов ООН, переживающую период противоречий из-за различия в подходах, предлагаемых США и Россией. Важным достижением сотрудничества БРИКС 2016 г. стало создание Совместной рабочей группы БРИКС по борьбе с терроризмом.
Наконец, индийское председательство 2016 г. внесло важный вклад в усиление сотрудничества стран БРИКС в области спорта: впервые состоялись Игры БРИКС, которые с тех пор проходят ежегодно.
2017 гг.
В 2017 г. при китайском председательстве курс на углубление сотрудничества в рамках БРИКС был продолжен, и Пекин шел на важные шаги, призванные сгладить геополитические противоречия между странами объединения (прежде всего с Индией) и продемонстрировать единство. Так, за пять дней до саммита в Сямыне (сентябрь 2017 г.) Китай и Индия договорились об ускоренном разведении своих пограничных вооруженных сил в Докламе, положив конец почти трехмесячному противостоянию. На самом саммите Председатель КНР Си Цзиньпин призвал удвоить усилия членов «для всестороннего углубления партнерства и начала второго “Золотого десятилетия” сотрудничества БРИКС».
В экономической сфере главными итогами китайского председательства 2017 г. стали принятие следующих документов: Рамочные основы по укреплению экономического и технического сотрудничества стран БРИКС, Инициатива по сотрудничеству по вопросам электронной торговли, Дорожная карта БРИКС по развитию сотрудничества в сфере торговли услугами и Руководство БРИКС по содействию инвестициям. Кроме того, было запущено сотрудничество стран БРИКС в налоговой сфере: главы налоговых ведомств сформулировали направления сотрудничества внутри БРИКС и на международном уровне в налоговой сфере, в том числе в рамках отдельного документа - Стратегической программы по таможенному сотрудничеству БРИКС. Для содействия развитию долговых рынков в национальной валюте было предложено создать Фонд облигаций БРИКС в национальной валюте.
Еще одним важным приоритетом китайского председательства 2017 г. стали отношения БРИКС с третьими странами (традиционный императив Пекина в рамках объединения). Был предложен формат «БРИКС плюс» как новая площадка для диалога с другими крупными развивающимися странами. Кроме того, диалог БРИКС с Египтом, Кенией, Таджикистаном, Мексикой и Таиландом по Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и по партнерству в целях развития положил начало обсуждению формата «аутрич» как механизма формирования региональных и двусторонних альянсов на разных континентах и объединения региональных интеграционных блоков, в которых страны БРИКС играют ведущую роль. «БРИКС плюс» и «аутрич» как главные форматы взаимоотношений БРИКС с третьими странами, разделяющими основные цели объединения по формированию более справедливого глобального управления или полезные в ее достижении, - важнейшие результаты китайского председательства 2017 г.
2018-2019 гг.
Углубление сотрудничества в рамках БРИКС продолжилось в 2018 г. при председательстве ЮАР, президентом которой в феврале 2018 г. вместо ветерана БРИКС Джейкоба Зума стал Сирил Рамафоса. Вопреки прогнозам некоторых наблюдателей, C. Рамафоса полностью продолжил и даже традицию своего предшественника по использованию БРИКС для усиления авторитета ЮАР и содействия ее развитию, а потому сделал председательство в объединении одним из главных своих приоритетов. По итогам саммита в Йоханнесбурге (июль 2018 г.) БРИКС подчеркнул поддержку центральной роли ООН в международных делах, построения честного, справедливого и равноправного международного порядка и решения общих традиционных и нетрадиционных вызовов безопасности. В условиях кризиса ВТО, углубившегося в результате торговой войны США против Китая и общей все более протекционистской политикой Вашингтона при администрации Трампа, лидеры обязались развивать правовую базу многосторонней торговой системы и преодолеть тупиковую ситуацию в процессе отбора новых членов Апелляционного органа ВТО.
Председательство 2019 г. принадлежало Бразилии, что с учетом избрания ее президентом Жаира Болсонару (вступил в должность в январе 2019 г.), обещавшего радикальные изменения во внешней политике страны и, прежде всего, разворот от отношений с развивающимися станами к США и вступление в ОЭСР, изначально вызывало серьезную тревогу. Ходили разговоры о выходе Бразилии из БРИКС или непроведении саммита. Возникли также разногласия с другими членами объединения по поводу намерений Болсонару пригласить на саммит тогдашнего лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуайдо, которого ни одна из других стран БРИКС не признала президентом Венесуэлы. Таким образом, ожидания от председательства Бразилии 2019 г. были низкими. Однако в итоге эти тревоги оказались напрасными: при Ж. Болсонару Бразилия как председатель и провела весьма успешный саммит (Бразилиа, ноябрь 2019 г.), и продемонстрировала приверженность развитию сотрудничеству в рамках БРИКС по всем ранее стартовавшим направлениям. В итоговой декларации саммита страны объединения смогли выступить единым голосом и по актуальным вопросам мировой политики, и по необходимости формирования более справедливой системы глобального управления. Подобный результат стал доказательством зрелости БРИКС и того, что формат действительно состоялся и играет важную роль и во внешней политике стран-членов, отказаться от которого непросто и невыгодно, и в системе глобального управления.
Третий этап: 2020-2021 гг.
БРИКС в условиях пандемии COVID-19 и вызванного ей экономического кризиса
В 2020 г. БРИКС вошел в новую полосу испытаний, связанных с резким обострением глобальных вызовов. Непосредственно в 2020 г. мир потрясла пандемия COVID-19, ставшая первой подлинно глобальной пандемией в условиях глобализации и тотальной взаимосвязанности, породившая экономическую рецессию в большинстве стран мира и в мировой экономике в целом. Однако БРИКС успешно прошел и эти испытания, и его важность для стран-членов и авторитет в глазах развивающихся стран только возросли.
Председательство в БРИКС 2020 г. принадлежало России, и она планировала большое число мероприятий в рамках общей темы «Партнерство в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста». Однако начавшаяся в том году пандемия COVID-19 и вызванный ею социально-экономический кризис перевели наибольшее число мероприятий в онлайн режим и сместили фокус дискуссий (хотя традиционные направления работы БРИКС – экономическое сотрудничество, реформа глобального управления, внешнеполитическая координация, сотрудничество в вопросах «мягкой» безопасности и гуманитарное сотрудничество - тоже сохранили свою востребованность и актуальность). Причем сотрудничество БРИКС по борьбе с пандемией и связанным с ней экономическим кризисом стало особенно актуальным на фоне эгоистической позиции, занятой в отношении развивающихся стран государствами Запада.
В рамках российского председательства действия БРИКС по реагированию на пандемию COVID-19 включали обмен информацией, поддержку Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Инициативы по ускорению доступа к средствам для борьбы с COVID-19 (ACT), а также обязательство «принимать меры для обеспечения распространения вакцины, когда она будет доступна, среди всего населения мира на справедливой и равноправной основе и по приемлемой цене».
НБР оперативно выделил 10 млрд долл. США на помощь в связи с кризисом, включая финансирование здравоохранения, расходов, связанных с социальным обеспечением, и поддержку восстановления экономики (Фонд экстренной помощи). К июню 2020 г. Банк предоставил чрезвычайное финансирование в объеме 4 млрд долл. США Китаю, Индии, Бразилии и Южной Африке. Он успешно разместил два выпуска трехлетних и пятилетних «ковидных» облигаций на сумму 1,5 млрд и 2 млрд долл. США соответственно на международных рынках капитала. ПУВР был готов при необходимости реагировать на кризис платежного баланса, используя инструменты поддержки ликвидности и превентивные инструменты.
Под председательством России взаимодействие успешно перешло в онлайн. В соответствии с первоначальными планами было проведено более 150 мероприятий (включая саммит, который состоялся в режиме онлайн в ноябре) и принято 30 документов, в том числе Стратегия экономического партнерства БРИКС на 2021–2025 гг. и Антитеррористическая стратегия. Тем самым усилилось сотрудничество стран объединения по вопросам безопасности. Это особенно важно в контексте того, что в 2020 г. вновь обострилось противостояние Китая и Индии на линии фактического контроля в Ладакхе, что усилило общую напряженность в их двусторонних отношениях, в том числе и в сфере экономического сотрудничества. Тот факт, что эта напряженность не «выплеснулась» на работу в рамках БРИКС – еще одно свидетельство зрелости этого механизма, в рамках которого страны умеют сотрудничать по общим вопросам и интересам, несмотря на двусторонние разногласия.
Кроме того, в 2020 г. страны БРИКС координировали свои действия в «Двадцатке» и поддерживали ее обязательства, - как и в период предыдущего мирового экономического кризиса 2008–2009 гг.
Одним из важных результатов российского председательства 2020 г. также стало введение в практику БРИКС элемента отчетности: был опубликован доклад о реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС на 2015–2020 гг.
В 2021 г., когда председательство в БРИКС перешло к Индии, пандемия COVID-19 еще продолжалась, и итоговый саммит, как и в 2020 г., прошел в режиме видеоконференции. Индия, Бразилия и Россия вошли в пятерку наиболее пострадавших от нее стран с почти 33, 21 и 7 млн зарегистрированных случаев заболевания соответственно к моменту виртуального саммита в Нью-Дели. Тем не менее, как и Россия в 2020 г., Индия продолжила работу по углублению партнерства и провела более 150 мероприятий, в том числе почти 30 встреч на уровне министров и более 40 виртуальных мероприятий гуманитарного трека.
Основные результаты председательства Индии 2021 г. включают Совместное заявление БРИКС по укреплению и реформированию многосторонней системы, План действий стран БРИКС по сотрудничеству в области сельского хозяйства на 2021–2024 гг. и План действий по реализации Антитеррористической стратегии БРИКС. Тем самым было продолжено сотрудничество как по вопросам реформирования глобального управления, так и по вопросам экономики и безопасности. Страны объединения вновь подтвердили свое обязательство содействовать усилению гибкости, эффективности, прозрачности, демократичности, ориентированности на действия и решения институтов глобального управления, особенно ООН, МВФ, ВТО и ВОЗ, путем расширения сотрудничества и тесной координации во всех соответствующих многосторонних форумах, включая «Группу двадцати».
Стоит также отметить важность наращивания антитеррористического сотрудничества БРИКС в условиях позорного бегства США из Афганистана в августе 2021 г. и возвращения к власти в этой стране движения Талибан. Помимо угрозы международного терроризма этот шаг вызвал определенные разногласия между странами БРИКС (Индия больше других стран объединения поддерживала бывший проамериканский режим в Афганистане и крайне негативно относилась к талибам в силу их связей с Пакистаном, в то время как Россия и Китай отнеслись к возвращению талибов гораздо более лояльно). Однако, несмотря на эти разногласия, странам БРИКС удалось продолжить и интенсифицировать контртеррористическое сотрудничество.
В 2021 г. НБР расширил членский состав, портфель проектов, поддержку социально-экономического восстановления стран-членов и масштаб выпуска облигаций на международном и китайском рынках. Совет директоров НБР утвердил распределение оставшихся 3 млрд долл. США из 10-миллиардного Фонда экстренной помощи, созданного в 2020 г.: 1 млрд России для обеспечения стимулирующих выплат медицинскому персоналу, 1 млрд Южной Африке для поддержки создания рабочих мест и 1 млрд Китаю для оживления экономической деятельности и создания рабочих мест. Причем НБР стал одним из первых банков, которые опробовали Стандарты воздействия на ЦУР для эмитентов облигаций Программы развития ООН. Инвестиции Банка в проекты устойчивой физической инфраструктуры, сопровождаемые поддержкой развития цифровой инфраструктуры, составили почти 1,5 млрд долл.
Важным результатом индийского председательства также стало подписание 18 августа 2021 г. руководителями космических агентств стран БРИКС соглашения о взаимном обмене данными со спутников дистанционного зондирования Земли и создании виртуальной группировки спутников для решения таких проблем как изменение климата и охрана окружающей среды. Тем самым сотрудничество в рамках объединения распространилось на космос.
Таким образом, на третьем этапе своего развития БРИКС удалось преодолеть тройное испытание кризисом в области здравоохранения, социальным и экономическим кризисом, напряженность между членами и новые угрозы раскола по вопросу Афганистана. Было расширено сотрудничество в области здравоохранения, достигнут прогресс в сфере цифровой экономики, науки, технологий и инноваций, приняты Стратегия экономического партнерства БРИКС на 2021–2025 гг. и План действий по борьбе с терроризмом. Хотя большая часть деятельности была переведена в онлайн, объединение сохранило свою внутреннюю динамику и продолжало углублять сотрудничество. Одним из основных достижений данного периода стало также эффективное функционирование НБР.
Четвертый этап: 2022-2024 гг.
Гибридная война Запада против России, конфронтация США против Китая и расширение БРИКС
В феврале 2022 г. Россия была вынуждена начать специальную военную операцию на Украине, после чего США и их союзники развязали настоящую гибридную войну против России и резко усилили конфронтационный курс против Китая. Возросла угроза блоковой поляризации мира, проявляющаяся, прежде всего, в отношениях США и их сателлитов в Европе и Азии. США и ЕС не только развязали против России беспрецедентную санкционную войну, но и попытались заставить примкнуть к ней другие страны мира и частных игроков во всем мире, используя доллар и западную финансово-экономическую систему в качестве главного инструмента санкционной политики (в том числе экстратерриториальных вторичных санкций).
Стало очевидно, что контролируемая США и Западом мировая финансово-экономическая система и совокупность традиционных институтов глобального экономического управления, в которых доминирует Запад (G7, МВФ, ВБ), не только не справедливы в отношении развивающихся стран (главная претензия к ней со стороны БРИКС с середины 2000-х гг.), но стали по сути одним из главных орудий в гибридной войне против России. G7 в 2022 г. перестала быть институтом глобального управления и стала инструментом конфронтации, гибридной войны и блокового размежевания.
Равным образом, США стали использовать свое лидирующее за последние десятилетия положение в международных технологических цепочках для отсечения от них Китая с явным намерением ослабить его технологическое развитие.
Наконец, незаконное решение стран G7 и ЕС арестовать находившиеся у них на хранении российские суверенные золотовалютные активы создало прецедент и стало сигналом для всех остальных стран мира, что и их активы, находящиеся в западной финансовой системе, могут быть в любой момент незаконно захвачены по политическим причинам. С учетом же решения G7 и ЕС передать доходы, генерируемые незаконно замороженными российскими активами, Украине, а также разговоров о целесообразности эти активы полностью конфисковать (за что официально выступает администрация Байдена), данная проблема стала лишь еще более актуальной.
В этих условиях важность сотрудничества в рамках БРИКС резко возросла, причем не только для России и Китая как объектов конфронтации со стороны США и их сателлитов, но и для всех остальных стран объединения, и это сотрудничество не только сохранилось, но и усилилось. Во-первых, страны БРИКС отказались примкнуть к санкционной войне и прочим ограничениям Запада против России и Китая и решительно их осудили. Во-вторых, была активизирована работа по формированию альтернативной основанной на долларе США западной системы торговых расчетов и нового платежного механизма, увеличилась доля национальных валют в расчетах между странами БРИКС, запущена дискуссия о формировании единой валюты БРИКС. В-третьих, в результате резкого сворачивания экономического сотрудничества Запада с Россией и медленного уменьшения его сотрудничества с Китаем резко возросла доля БРИКС в торговых и инвестиционных отношениях стран объединения друг с другом. Так, на саммите БРИКС в июне 2022 г. в Пекине В.В. Путин заявил, что торговля между Россией и государствами-членами группы в течение первых трех месяцев года выросла на 38%, и что Москва и далее будет перенаправлять торгово-экономические отношения на «надежных международных партнеров», включая страны БРИКС. В-четвертых, в условиях, когда G7 превратилась в конфронтационный блок, а деятельность G20 оказалась парализована, укрепилась роль БРИКС как института глобального управления. Причем в этом качестве возросла его привлекательность в глазах других развивающихся стран. Не случайно именно в этот момент в практическую плоскость был поставлен вопрос о расширении объединения.
Главным итогом китайского председательства в БРИКС 2022 г. был официальный запуск дискуссии о расширении объединения на другие страны. Официально это предложение было внесено главой МИД КНР Ван И в ходе министерской встречи БРИКС, а в Пекинской декларации XIV саммита БРИКС от 23.06.2022 г. выражена поддержка обсуждения этого вопроса. Уже в июне 2022 г. заявки на вступление в БРИКС подали Аргентина (это было еще до прихода к власти Х. Милея) и Иран, а в июле 2022 г. президент международного форума стран БРИКС Пурниму Ананд заявила о стремлении Турции, Египта и Саудовской Аравии стать членами БРИКС. Тогда же сообщалось, что вступлением в объединение интересуются ОАЭ, Бахрейн, Индонезия, а также две страны из Восточной и одна из Западной Африки.
Помимо расширения китайское председательство уделило большое внимание укреплению форматов сотрудничества БРИКС с третьими странами – «БРИКС Плюс» и «аутрич», а также инициировало проведение в рамках пекинского саммита Диалога высокого уровня по вопросам глобального развития, к которому тоже были привлечены не входящие в объединение, но разделяющие его ценности и цели страны.
Кроме того, китайское председательство усилило работу по продвижению реформы глобального управления, включая основные регулирующие мировую экономику и политику институты, и по формированию независимой от Запада системы расчетов. В частности, было предложено создать новую валюту БРИКС на основе корзины валют стран объединения и подкрепленной ценными металлами, было заявлено о необходимости завершить работу по укреплению механизма Пула условных валютных резервов и внесению поправок в Договор о создании Пула. Была выражена солидарная критика странами БРИКС односторонних санкций и других ограничительных и протекционистских мер, вводимых странами Запада.
Важным достижением стало продолжение сотрудничества по вопросам обеспечения мира и безопасности, включавшее в себя встречи глав МИД, Высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, и Рабочей группы БРИКС по антитеррору (РГАТ). При этом страны БРИКС воздержались от критики СВО России на Украине, заявив о поддержке переговоров между Москвой и Киевом. Была продемонстрирована способность стран объединения выступать с общих позиций по многим актуальным вопросам международной безопасности.
Наконец, важнейшим рубежом в развитии БРИКС стал XV саммит объединения в Йоханнесбурге 22-24 августа 2023 г. Его главным итогом стало решение о расширении БРИКС: по итогам саммита было заявлено о приглашении в объединение ОАЭ, Аргентины, Ирана, Эфиопии, Египта и Саудовской Аравии. Это решение знаменует качественное изменение идентичности БРИКС: его окончательный переход от группы крупнейших развивающихся экономик к авангарду Мирового большинства, института глобального управления и наиболее авторитетного и представительного института развивающихся стран в целом. В новом составе БРИКС становится еще более глобальным, и проблематика глобального управления и формирования более справедливого мирового порядка играет в повестке дня объединения еще большую роль. Наконец, в новом составе БРИКС превращается в образец равноправных отношений между суверенными государствами в многополярном мире и уважительного сотрудничества между разными цивилизациями. Все это еще больше повышает привлекательность БРИКС в глазах Мирового большинства, что подтверждается тем, что на момент начала 2024 г. в него хотят вступить (или проявляют большой интерес к его работе) порядка 30 стран мира.
Кроме того, на саммите в Йоханнесбурге было принято решение договориться о запуске нового формата сотрудничества БРИКС с третьими странами – «партнерами БРИКС» и выработать модальности этой категории. Тем самым страны объединения заранее нашли выход из ситуации, когда вступить в БРИКС хотят несколько десятков стран, но далеко не всех из них целесообразно включать в его состав в качестве полноценных членов, тем более в кратко- и среднесрочной перспективе. Официальный запуск данного формата, как ожидается, станет одним из главных результатов саммита БРИКС в Казани в октябре 2024 г. в рамках российского председательства. Предполагается, что те страны, что хотят вступить в БРИКС, но не смогут сделать это в ближайшее время, а также те страны, что полезны для реализации главных целей БРИКС – формирование более справедливого миропорядка и более справедливой системы глобального управления в интересах развивающихся стран – станут странами-партнерами объединения, причем сотрудничество с ними не будет ограничиваться саммитами, они будут вовлекаться в более глубокие и продвинутые механизмы сотрудничества, но, видимо, без права вето.
Также в рамках председательства ЮАР была продолжена работа по другим традиционным направлениям сотрудничества БРИКС, включая формирование новой системы расчетов между странами и Пула резервных валют, хотя обсуждение создания новой валюты БРИКС было несколько замедлено по сравнению с китайским председательством 2022 г.
Наконец, в ходе председательства ЮАР было объявлено, что к 2023 г. Новый банк развития БРИКС одобрил кредиты на сумму около 33 миллиардов долларов. Деньги пошли в основном на инфраструктурные проекты, связанные с водоснабжением или транспортом.
С 1 января 2024 г. к полноценной работе в составе БРИКС приступили Иран, Египет, ОАЭ и Эфиопия. Саудовская Аравия заявила, что приняла приглашение, но еще не приступила к активной деятельности в качестве полноценного члена объединения.