Дихотомия торговли  и инвестиций в БРИКС

Дихотомия торговли и инвестиций в БРИКС

11 июня 09:00

Публикации

Дихотомия торговли и инвестиций в БРИКС

Страны БРИКС ставят перед собой амбициозные цели, среди которых важным ориентиром является превращение объединения в полюс обеспечения экономической стабильности и устойчивого роста. Ключевую роль в достижении такой цели играют торговые связи и инвестиционное сотрудничество. И хотя страны БРИКС добились заметных успехов в росте национальных показателей ВВП, более интенсивное и равномерное наращивание торгового и инвестиционного взаимодействия между ними могло бы способствовать экономическому росту в значительно большей степени.

Многие показатели стран БРИКС общего характера (доля в мировом ВВП, мировом производстве, мировой торговле) имеют хорошую динамику и свидетельствуют об укреплении позиций этого объединения в мире. Активно развиваются связи и между странами БРИКС во многих сферах политики, экономики, культуры, образования. Соответственно, растут и многие показатели взаимодействия между странами БРИКС внутри объединения. Однако не все из них показывают одинаково высокую динамику.

В теории и практике международного экономического взаимодействия различных стран принято считать, что развитие торговых связей ведет и к тесному инвестиционному сотрудничеству, способствует генерированию потоков взаимных инвестиций в экономики торговых партнеров. Так, признанными лидерами международной торговли и одновременно международных инвестиций являются США, Китай и Европейский союз. Они же активно торгуют между собой и инвестируют  в экономики друг друга. Однако в практике взаимодействия стран в рамках БРИКС наблюдается феномен разноскоростной динамики потоков товаров и инвестиций. В то время как товарооборот между многими странами БРИКС растет высокими темпами, адекватного увеличения потока инвестиций не происходит.

Динамика развития торговли и инвестиций за годы существования БРИКС характеризуется высокими показателями неравномерности между отдельными странами объединения, а также отсутствием заметной корреляции между ростом торговли и приростом инвестиций в разные периоды последних двух десятилетий.

 

Внешняя торговля в БРИКС

Заметим для начала, что само значение внешней торговли для развития экономик стран БРИКС было далеко неодинаковым на разных этапах взаимодействия стран объединения.  В последние 20 лет роль внешней торговли в экономике стран БРИКС изменилась разнонаправленно (график 1). Значительно выросла доля торговли по отношению к ВВП в Южной Африке и Бразилии. Для России и Индии данный показатель в этом периоде оказался практически неизменным, а для Китая и вовсе снизился (внутренние факторы развития национальной экономики становились более значимыми).

Присоединившиеся к БРИКС с 1 января 2024 года страны увеличивают разницу национальных подходов к значению внешней торговли для развития национальной экономики  в БРИКС. Из новых стран Объединенные Арабские Эмираты в наибольшей степени отличаются от первоначальных членов высокой ролью внешней торговли в развитии национальной экономики, которая в последнее десятилетие выросла со 125% до почти 160% ВВП.

Заметим, что это примерно в три раза выше среднего показателя для всех остальных членов БРИКС, доля внешней торговли которых находится в зоне 50% ВВП. В отличие от ОАЭ еще один новый член объединения - Эфиопия имеет наиболее низкое значение доли внешней торговли в ВВП - около 25%.

 

График 1. Роль внешней торговли в экономике стран БРИКС
(доля торговли в ВВП, %)

2025 03 06 13 05 14

Источник: Данные с сайта Всемирного Банка (https://databank.worldbank.org/BRICS-COUNTRIES2/id/2577ded4)

Несмотря на то что роль внешней торговли в обеспечении прироста ВВП в Китае после глобального финансового кризиса 2008-2009 годов существенно снизилась (с порядка 60 до 40%), тем не менее взаимная торговля между пятью странами БРИКС была ориентирована прежде всего на Китай. Можно охарактеризовать ее как китаецентричную. Основным торговым партнером как для России, так и для других стран объединения - Индии, Бразилии и Южной Африки - являлся и является Китай. Его экспорт и импорт (в долларах США) значительно превышают показатели между остальными странами объединения.

Если проанализировать динамику торговли за время существования БРИКС между его пятью участниками того времени, то можно констатировать, что наблюдался существенный прирост как экспорта, так и импорта в торговле с Китаем, за исключением только экспорта из Индии в Китай, который оставался примерно на одном уровне все эти годы. Экспорт Китая в период с 2010 по 2023 год в Бразилию, Южную Африку и Индию увеличился более чем в два раза. 

Экспорт в Российскую Федерацию вырос в 3,7 раза (с 29,612 млрд долл. до 111,057 млрд долл.). А экспорт Бразилии и Южной Африки в Китай вырос за тот же период более чем в три раза. Импорт одной Российской Федерации в Китай вырос почти в пять раз (с 25,913 млрд долл. до 128,484 млрд долл.). 

Торговля Бразилии и России с партнерами, помимо КНР, за 2006-2022 годы оставалась статичной. И если смотреть на показатели объема торговли России и Бразилии внутри БРИКС, то они в целом росли, и даже в значительной степени, но этот рост обеспечивался только за счет растущей торговли с КНР. Главным импортером в Индию также является КНР, но существенный рост экспорта начался только в 2020 году. Россия многократно нарастила экспорт товаров и услуг в Индию - почти в 6,5 раза (экспорт в 2019 г. - 6,226 млрд долл., экспорт  в 2022 г. - 40,628 млрд долл.). Кроме того, Индия начала больше экспортировать товаров в Бразилию и Южную Африку в 2020-2021 годах, что сопровождалось падением экспорта индийских товаров и услуг в Китай. Южная Африка торгует преимущественно с Китаем, хотя с 2021 года она стала наращивать импортные и экспортные операции с Индией. Тем не менее торговля с другими членами БРИКС осталась на прежнем уровне. КНР с 2015-2016 годов активно увеличивала экспорт и импорт в Россию и Бразилию.

Таким образом, объемы торговли внутри стран БРИКС  в изучаемый период времени значительно возросли, но, правда, этот рост был неравномерным и не для всех пар партнеров по тогдашней «пятерке». Наибольший рост был достигнут, главным образом, благодаря интенсификации торговли между отдельными парами партнеров: КНР и Россией, КНР и Бразилией, а также Россией и Индией.

 

Таблица 1. Роль десяти стран БРИКС во взаимной торговле в 2022-2023 гг.

Страны экспортеры и импортеры

Доля в экспорте и импорте стран БРИКС

Бразилия

Россия

Индия

Китай

Южная Африка

ОАЭ

Иран

Египет

Эфиопия

Саул. Аравия

Бразилия

Импорт

 

4,20%

2,90%

22,10%

0,20%

0,50%

0,10%

0,20%

0,01%

1,5%

Экспорт

 

0,40%

1,40%

30,80%

0,50%

1%

1,30%

0,70%

0,01%

0,9%

Россия

Импорт

0,47%

 

1,14%

29,80%

0,10%

1,30%

0,30%

0,30%

0,01%

0,1%

Экспорт

2,60%

 

6,80%

19,20%

0,10%

1,40%

0,30%

0,60%

0,01%

0,4%

Индия

Импорт

1%

5,50%

 

14%

1,50%

7,40%

0,10%

0,40%

0,01%

6,3%

Экспорт

2,20%

0,60%

 

3,40%

1,90%

6,40%

0,40%

0,90%

0,10%

2,2%

Китай

Импорт

4,80%

5%

0,70%

 

1,30%

1,50%

0,20%

0,10%

0,01%

2,5%

Экспорт

1,70%

3,30%

3,50%

 

0,70%

1,60%

0,30%

0,50%

0,10%

1,3%

Южная Африка

Импорт

1,30%

0,50%

7%

20,50%

 

3,70%

0,01%

0,10%

0,01%

2,9%

Экспорт

0,40%

0,30%

4,60%

11,30%

 

2,30%

0,01%

0,01%

0,01%

0,4%

ОАЭ

Импорт

0,90%

1,90%

6,50%

16%

1,10%

 

0,10%

0,50%

0,10%

2,2%

Экспорт

0,10%

0,50%

4,90%

2%

0,40%

 

1,30%

1,10%

0,10%

5,4%

Иран

Импорт

1,10%

2,60%

4,60%

26,50%

0,01%

30,70%

 

0,01%

0,01%

0,01%

Экспорт

0,35%

1,10%

3,40%

37%

0,01%

9,20%

 

0,01%

0,01%

0,01%

Египет

Импорт

3,60%

4,30%

4,40%

15%

0,16%

3,40%

0,01%

 

0,01%

9%

Экспорт

0,60%

1,20%

3,80%

3,70%

0,21%

4%

0,01%

 

0,21%

5,1%

Эфиопия

Импорт

0,12%

0,27%

14%

30%

1%

3,40%

0,01%

3,50%

 

3,2%

Экспорт

0,01%

0,45%

3%

4,30%

0,60%

6,70%

0,08%

0,11%

 

8,8%

Сауд. Аравия

Импорт

1,9%

1,1%

5,5%

21%

0,6%

6,3%

0,01%

3,5%

0,01%

 

Экспорт

1,1%

0,1%

10,2%

16,2%

1%

4,3%

0,01%

3,4%

0,01%

 

Китай является доминирующим экспортером и импортером в рамках БРИКС, активно участвуя в торговле со всеми странами группы. Практически для всех стран БРИКС Китай является или главным, или значимым партнером. Однако торговое значение Китая как рынка для экспорта из новых стран - членов БРИКС не столь велико. Так, доля Китая в экспорте Эфиопии составляет всего 4,3%, в экспорте Египта - 3,70%, а в экспорте ОАЭ - 2%. Раскрытие экспортного потенциала национальных товаров для этих стран является структурной задачей, так как высокое расхождение значений импорта и экспорта становится серьезным препятствием для реализации финансовых и экономических инициатив внутри БРИКС (например, для системы расчетов в национальной валюте).

Торговые потоки между Индией, Россией, Бразилией  и ЮАР также не столь велики, как у КНР, но имеют значительный потенциал роста. Для всех стран БРИКС Индия является важным торговым партнером, и для многих стран Индия -  второй по значимости партнер внутри БРИКС.

Роль африканских партнеров в импорте и экспорте остальных стран БРИКС пока незначительна, что может стать важным ресурсом развития внешнеэкономических связей в БРИКС.

Отдельно выделим роль Объединенных Арабских Эмиратов в составе БРИКС. Данное государство уже обладает высокими показателями импорта/экспорта в БРИКС и имеет развитую систему торговли с новыми странами объединения. Можно с уверенностью предположить, что ОАЭ станут мостом для обеспечения интеграции БРИКС в новом составе.

 

Сопоставление торговли и инвестиций  в БРИКС

Если сравнивать роль прямых инвестиций в экономике стран БРИКС с ролью, которую играет международная торговля в их экономическом развитии, то можно констатировать, что для всех стран БРИКС характерна существенно меньшая значимость иностранных инвестиций в экономике по сравнению с торговлей.

 

График 2. Роль стран БРИКС
в формате пяти и в формате десяти в мировой экономике
(ВВП, торговля, ПИИ,  в % от глобальных показателей)

2024 11 26 18 30 04

Источник: Данные с сайта Всемирного банка // https://databank.worldbank. org/BRICS-COUNTRIES2/id/2577ded4

В целом можно было бы описать включенность стран БРИКС в мировую экономику по трем важным показателям, предложенным в графике 2, примерным соотношением «3-2-1». Так, по доле в глобальном ВВП (в расчете по ППС) эта доля для пяти стран БРИКС немного превысила 30%, а для десяти стран БРИКС составляла около трети глобального ВВП. Доля БРИКС (пять стран) в международной торговле (с учетом экспорта и импорта) находилась в районе чуть менее 20%, а для БРИКС (десять стран) немного выше 20% (примерно 23%). Что касается совокупной доли стран БРИКС в глобальных прямых иностранных инвестициях, то она находилась на значительно более низком уровне: менее 10% для БРИКС (пять стран) и чуть более 10% для БРИКС (десять стран). К тому же эта доля имела понижательный тренд для ведущих экономик БРИКС в последние два года.

При этом 10% мировых инвестиций не распределялись равномерно между странами БРИКС. Основной страной объединения, куда направлялись иностранные инвестиции, и основной страной БРИКС, которая инвестировала за рубежом, с большим отрывом от остальных участников объединения был Китай.  В прошедшем десятилетии Китайская Народная Республика аккумулировала 88% всех инвестиций в страны «пятерки». Без КНР страны БРИКС не смогли бы продемонстрировать даже относительно скромные 10% глобальных инвестиций в мировой экономике, показанных на графике 2. Тем самым выявленная дихотомия развития торговли и инвестиций в БРИКС демонстрирует еще более значительный разброс в динамике показателей торговли и инвестиций, в случае исключения инвестиций Китая. Та же картина наблюдалась и во взаимных инвестициях между странами БРИКС (Табл. 2).

 

Таблица 2. Накопленные взаимные прямые иностранные
инвестиции в БРИКС до 2020 г.

Страна/ Год

2010

2015

2020

Бразилия

791

2299

1935

Китай

14512

64430

151439

Индия

622

1218

1795

Российская Федерация

4187

3440

4819

ЮАР

7281

3978

6999

Итого

27393

75365

166987

Неоспоримым лидером по объему накопленных инвестиций партнеров по БРИКС (в формате пяти стран) за годы функционирования объединения является КНР: цифра выходит на относительно высокий уровень в 151,5 млрд долларов против несопоставимо меньших и мало заметных  2-7 миллиардов остальных стран «пятерки» (Табл. 2). При этом основные объемы китайских инвестиций сконцентрированы не в странах - партнерах по БРИКС, а в Азиатском регионе - Сингапуре, Южной Корее и Японии, а также в Карибском бассейне - Острова Кайман и Виргинские Острова -  и других регионах.

На втором месте после Китая по привлекательности для инвесторов из стран БРИКС находилась Южная Африка. Объем ее накопленных современных инвестиций составил примерно 7 млрд долларов (Табл. 2). Однако эта цифра была даже меньше, чем в 2010 году, когда Южная Африка присоединилась к БРИКС и стала пятым членом организации.  Таким образом, членство в БРИКС за более чем десятилетие не привело к заметному увеличению инвестиций стран-участниц в южно-африканскую экономику.

Если исключить статистику по КНР из общих показателей накопленных инвестиций стран БРИКС, станут очевидными масштабы проблемы привлечения иностранных инвестиций  в регион БРИКС.

Исключение статистики по КНР из общих показателей накопленных инвестиций стран БРИКС подтверждает остроту постановки вопроса о необходимости привлечения иностранных инвестиций в регион. Так, без учета притока инвестиций в КНР общий рост инвестиций в остальные страны БРИКС за десять лет составил всего 2,667 млрд долларов (рост  в 1,2 раза). Среднегодовой прирост инвестиций без КНР  в этот период был очевидно низким (0,21%).

Незначительное использование фактора иностранных инвестиций для обеспечения роста национальной экономики в разных странах БРИКС можно оценивать по-разному. Традиционная оценка данного феномена будет сводится к констатации факта недоверия международных инвесторов к уровню надежности экономик реципиентов. И с этим трудно поспорить. 

Однако можно предложить и иную логику. С одной стороны, в условиях растущей нестабильности межгосударственных отношений и фрагментации мировой экономики обеспечение странами БРИКС воспроизводства более трети глобального ВВП при относительно низкой включенности в международную торговлю и совсем скромным привлечением иностранных инвестиций свидетельствует о высоком уровне автономии производственных процессов стран объединения. Заметим, что френдшоринг становится популярным и в развитых экономиках Запада, которые пытаются уйти от углеводородной зависимости или полупроводниковой зависимости со стороны недружественных и ненадежных, с их точки зрения, экономик.

Однако, с другой стороны, отсутствие значимых объемов иностранных инвестиций в национальной экономике свидетельствует о недоиспользованном потенциале инновационного и промышленного развития, который мог бы способствовать гораздо более высоким темпам роста экономики и мог бы быть более эффективно задействован коллективными усилиями стран столь значимого международного объединения. 

 

Вялые показатели текущего движения инвестиций в БРИКС

Инвестиционные потоки как в абсолютных значениях, так и по отношению к ВВП стран оставались статичными на протяжении большей части рассматриваемого периода времени, вне зависимости от изменений в динамике торговли.

Текущие инвестиционные потоки КНР в экономики БРИКС крайне незначительны. Китай инвестирует равномерно во все страны БРИКС, за исключением Российской Федерации. В 2015 году рост инвестиций в этом направлении приостановился, и после 2021 года инвестиции КНР в Россию стали значительно меньшими, чем в прочие страны БРИКС.

 

Таблица 3. Прямые взаимные текущие инвестиции БРИКС в 2022 г. (в млн долл.)

Страны-инвесторы

Страны, куда идут инвестиции

Бразилия

Россия

Индия

Китай

ЮАР

ОАЭ

Иран

Эфиопия

Египет

Сауд. Аравия

Бразилия

 

0

-3

24

-3

-379

0

0

0

0

Россия

-6

 

16

-8

-3

0

0

0

0

0

Индия

295

2

 

-13

-56

3080

-3

-4

-48

-18

Китай

-40

1135

-166

 

-538

2040

-26

-191

-70

-516

ЮАР

212

0

47

-1

 

-145

213

0

0

0

ОАЭ

674

926

1119

477

858

 

0

0

0

0

Иран

0

0

0

-1

0

0

 

0

0

0

Эфиопия

0

0

0

12

0

0

0

 

0

0

Египет

0

0

0

2

-3

0

0

0

 

0

Сауд. Аравия

-2

63

-60

-403

-106

0

0

0

0

 

В первое десятилетие, начиная с 2010 года, ПИИ (прямые иностранные инвестиции) между странами БРИКС росли высокими темпами. Однако данный факт обусловлен преимущественно ростом инвестиций КНР в экономики БРИКС, в значительной степени - в Российскую Федерацию (хотя  в данный момент тренд сменился сильным спадом инвестиций). Такой первоначальный рост можно объяснить скорее бурным развитием китайской экономики в целом, чем результатами деятельности БРИКС. Это обстоятельство особенно наглядно демонстрируется статистикой по Южной Африке, для которой членство в организации не привело  к увеличению инвестиций между четырьмя начальными  и одним новым участниками.

Особенно активным новым участником инвестиционной политики расширенного БРИКС являются Объединенные Арабские Эмираты. Данное государство стало в настоящий момент наиболее инвестиционно-привлекательным среди стран БРИКС. В текущем моменте оно привлекает даже больше денежных средств, чем континентальный Китай. Однако  и другие государства БРИКС в новом составе будут иметь возможность укрепить инвестиционный потенциал БРИКС.

Мы можем констатировать, что страны, наиболее вовлеченные в торговлю с другими членами БРИКС (Табл. 1), как правило, ведут и наиболее активную инвестиционную деятельность внутри объединения (Табл. 2, 3). Так, Китай, на долю которого приходится наибольшее количество инвестиций в БРИКС, более всех вовлечен и в торговлю в рамках БРИКС. Правда, поток инвестиций внутри объединения остается на значительно меньшем уровне, чем торговые потоки.

Этот феномен наблюдается и в случае новых стран БРИКС. Так, ОАЭ одновременно активно вовлечены как в международную торговлю, так и в инвестиционные потоки. По данным показателям Эмираты обходят даже многих членов старого состава БРИКС. Поэтому реально предположить, что членство ОАЭ в БРИКС приведет к углублению их сотрудничества с другими членами организации как в торговле, так и в инвестициях.

 

Возможные действия БРИКС,  реверсирующие дихотомию

Тесное инвестиционное взаимодействие является важным элементом экономического сотрудничества в большинстве региональных или международных объединений мира.  Оно должно стать таковым и в БРИКС.

Еще одной проблемой, препятствующей интенсификации потоков инвестиций в БРИКС, является довольно низкий кредитный рейтинг стран объединения. Рейтинговые агентства «Standard & Poor's» и «Fitch» присвоили Индии, Южной Африке, Бразилии и Китаю рейтинги BBB-, BB-, BB  и A+ соответственно. Данные рейтинги значительно влияют на поведение инвесторов. Считается, что если кредитный рейтинг государства ниже, чем BBB-, то вложения в финансовые инструменты такого государства являются высокорисковыми. Две из пяти стран БРИКС старого состава имеют рейтинг ниже инвестиционного уровня, что явно ограничивает внешние инвестиции в эти страны.

В настоящее время страны БРИКС испытывают ощутимый спад притока как внешних, так и внутренних инвестиций на фоне обострения противоречий с западными странами, беспрецедентного масштаба применения санкций, протекционистских мер, растущего недоверия и фрагментации мировой экономики. Авторы исследования полагают, что осознание масштабов проблемы и понимание причин такого положения станут первым шагом на пути возможных инициатив России и ее партнеров по совершенствованию механизма экономического взаимодействия в рамках БРИКС, что могло бы вернуть объем внешних инвестиций на высокие уровни. 

Выделим некоторые факторы, которые могли бы работать на увеличение торговых и инвестиционных потоков  стран БРИКС.

1) Активное включение новых стран БРИКС в систему торгово-экономических связей внутри объединения, особенно после присоединения новых стран Африки в результате расширения состава стран объединения. БРИКС и Африку связывает долгая история сотрудничества. Африканские страны активно сотрудничали с группой в рамках различных форматов. Экономические связи между Африкой и БРИКС на протяжении многих лет демонстрируют заметный рост: в 2023 году товарооборот между Африкой и БРИКС достиг почти 500 млрд долларов, что делает БРИКС крупнейшим торговым партнером континента.

2) Подтверждение приверженности мерам по либерализации торговли и инвестиций в политике БРИКС и стран БРИКС, в том числе в отношении электронной торговли и цифровых товаров и услуг. Электронная торговля весьма динамично развивается как на глобальном уровне, так и в рамках БРИКС  и может стать дополнительным фактором увеличения торговых потоков.

3) Развитие особых экономических зон (ОЭЗ) стран БРИКС  и поощрение кооперации между ними. Во всех странах БРИКС этим зонам уделяется особое внимание. Поскольку ОЭЗ предоставляют льготные условия для инвесторов, то логичным образом могут стать значимым дополнительным фактором увеличения инвестиционных и торговых потоков между  странами БРИКС.

4) Запуск системы регулярной подготовки сета индикаторов торгового и инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС для обеспечения постоянного мониторинга состояния торговли между странами БРИКС и корректировки их политики в случае выявления проблем на тех или иных направлениях взаимодействия между странами. 

5) Увеличение объемов инвестирования со стороны Нового банка развития БРИКС. Для обеспечения стабильного притока инвестиций более важную роль мог бы играть Новый банк развития БРИКС. Однако объемы его финансирования остаются относительно скромными. Всего за время функционирования банка было выдано займов на сумму 32,8 млрд долларов. Если сравнивать эту помощь с пакетами поддержки ведущих глобальных или даже региональных банков, которые исчисляются сотнями миллиардов долларов, то недостаточность поддержки становится очевидной. 

6) Гарантирование инвестиций. Геополитические риски, фрагментация мировой экономики, усиление нестабильности девальвируют национальные гарантии инвестиционных режимов многих стран БРИКС. Если национальные гарантии становятся недостаточными для обеспечения притока инвестиций, в которых нуждаются все страны БРИКС, то логично было бы продумать действенную систему коллективного гарантирования инвестиций странами объединения. Новый банк развития БРИКС или его специальное подразделение могли бы выполнять эту функцию при относительно скромных финансовых ресурсах. Гарантировать инвестиции можно значительно меньшим объемом средств, чем обеспечивать само выделение средств на поддержку национальных проектов. Опыт в практике МАГИ - группы Всемирного банка - показывает возможность привлечения внушительных объемов инвестиций даже в нестабильные экономики многих развивающихся  и наименее развитых стран Африки, Азии или Латинской Америки.

Другие авторы: Дарья Грибанова, Кирилл Горшколепов

Данный текст отражает личное мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Экспертного совета БРИКС - Россия.

Другие публикации