На пути к глобальному зеленому лидерству: приоритеты сотрудничества стран БРИКС по вопросам борьбы с изменением климата

На пути к глобальному зеленому лидерству: приоритеты сотрудничества стран БРИКС по вопросам борьбы с изменением климата

10 сентября 14:00

Доклады

На пути к глобальному зеленому лидерству: приоритеты сотрудничества стран БРИКС по вопросам борьбы с изменением климата

Лаборатория экономики изменения климата, Центр международных и сравнительно-правовых исследований и Экспертный совет БРИКС - Россия подготовили совместный доклад. В рамках публикации авторы рассмотрели климатическую политику стран БРИКС,  аспекты международного сотрудничества в сфере климатической политики. Также был проведен анализ участия стран в многосторонних форматах сотрудничества в сфере климата, а также внутри объединения. Особый акцент был сделан на возможностях развития сотрудничества России со странами БРИКС.

Страны БРИКС играют ключевую роль в международной климатической повестке. После расширения на их долю приходится порядка 30% мирового ВВП и 45% мирового населения, а также – более половины мировых выбросов парниковых газов. По этой причине именно от климатической политики стран БРИКС в огромной степени зависит успешность усилий человечества в борьбе с изменением климата.

Климатическая политика находится в числе важных приоритетов национального развития большинства стран БРИКС. Практически все страны-члены имеют цели достижения углеродной нейтральности до 2050-2070 гг. Исключениями являются Египет и Эфиопия, а также Иран, не являющийся стороной Парижского соглашения. Цели по выбросам на 2030 г. во всех странах различны и по форме, и по амбициозности, причем к наиболее амбициозным относятся планы ОАЭ и Саудовской Аравии, а к наименее амбициозным – Ирана, России и Египта. Обязательные системы углеродного ценообразования представлены только в Китае и ЮАР, а на региональном уровне – еще и в России, хотя планы по внедрению цены на углерод есть еще у трех стран. Многие также активны на добровольных рынках – особенно ОАЭ и Саудовская Аравия.  

Общие цели стран БРИКС в области энергетики заключаются в повышении доступности и надежности энергоснабжения, а также развитии новых энергетических технологий. Часть стран-членов – крупнейшие импортеры ископаемого топлива, другие – крупнейшие экспортеры. Энергобаланс ряда стран (Китай, Индия, ЮАР) высоко зависим от угля, в то время как в других странах (Бразилии и России) высока доля чистой энергии, а Эфиопия до сих пор использует в основном традиционную биомассу. Тем не менее почти все страны БРИКС ориентируются на переход на возобновляемую энергетику: Китай в этой области является мировым лидером. Высокие цели ставят Индия, Эфиопия, ОАЭ, Саудовская Аравия и ЮАР. Задачи энергетического перехода страны БРИКС стремятся решить параллельно с расширением доступности энергии и удовлетворением повышающегося спроса на нее в растущих экономиках.  

Декарбонизация наиболее углеродоемких секторов экономики в странах БРИКС также варьируется по инструментарию и охвату, но различимы общие приоритеты – энерго- и ресурсоэффективность. Китай, ЮАР и отчасти Индия делают акцент на промышленной декарбонизации, Бразилия – на сокращении сведения лесов. Эфиопия, как и Россия, стремится максимально использовать потенциал лесных поглощений, а Саудовская Аравия и ОАЭ – на общей диверсификации экономики. Несмотря на разнообразие, планы всех стран БРИКС объединяет повестка энерго- и ресурсоэффективности. В экономике многих из них доминируют сектора, в которых крайне сложно достичь углеродной нейтральности: это также объясняет повышенное внимание к офсетам.  

Развитие низкоуглеродных технологий – одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества стран БРИКС, т. к. все они имеют потенциал технологического лидерства в сфере тех или иных зеленых решений. Наиболее преуспел в этой области Китай; в ряде областей не отстают Саудовская Аравия, Индия и Бразилия. Китай лидирует и в развитии устойчивой мобильности, которая также приоритетна для Бразилии, ОАЭ и Индии.  

Адаптация играет важнейшую роль в климатической политике всех членов БРИКС – каждый из них значительно подвержен негативному влиянию изменений климата. Страны БРИКС сходятся в осознании необходимости повышения роли адаптации в комплексе мер климатической политики и ее значимости в международной климатической повестке.  

Страны БРИКС имеют достаточно близкие позиции по важнейшим вопросам международной климатической повестки. Общими для них вызовами являются необходимость поддержания стабильного социально-экономического развития параллельно с зеленым переходом и ограниченность ресурсов для решения этих задач. Соответственно, приоритетными темами на международных площадках являются вопросы справедливого перехода, расширение климатического финансирования и ограниченное желание брать на себя новые обязательства по сокращению выбросов. Ключевым является обеспечение синергии борьбы с изменением климата с достижением остальных целей устойчивого развития.  

Климатическое сотрудничество внутри БРИКС не относилось к приоритетам вплоть до 2023 г. Тем не менее климат является частью Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 г. и являлся важным элементом повестки взаимодействия в сфере энергетики и защиты окружающей среды. Устойчивое, в том числе зеленое финансирование в рамках объединения осуществляется через проекты Нового банка развития, который, впрочем, с 2022 г. приостановил операции в России.  

В период председательства ЮАР в 2023 г. тематика климата в рамках БРИКС вышла на первые роли. В странах объединения растет осознание того, что огромные объемы их экономик и населения означают особую роль в борьбе с изменением климата. Если эта роль будет заключаться в выработке новых подходов к экономическому росту и развитию с учетом накладываемых изменением климата ограничений, у стран БРИКС появится возможность стать настоящим образцом для всего развивающегося мира и превратить вопросы климата в поле своего лидерства в мире.  

В связи с председательством в 2024 г. Россия имеет уникальные возможности продвижения собственной повестки в рамках БРИКС, в том числе существенного расширения взаимодействия по климатическому треку. В данном докладе обосновываются следующие приоритеты и направления такого взаимодействия:

  • принятие общих принципов по борьбе с изменением климата;
  • налаживание информационно-экспертного партнерства в области климата; 
  • использование и продвижение подсчета выбросов по потреблению; 
  • создание общей инфраструктуры зеленого развития, направленной на упрощение трансграничного сотрудничества, в том числе в виде передачи результатов сокращений и климатического финансирования.  
  • Доклад «На пути к глобальному зеленому лидерству: приоритеты сотрудничества стран БРИКС по вопросам борьбы с изменением климата»
    Доклад «На пути к глобальному зеленому лидерству: приоритеты сотрудничества стран БРИКС по вопросам борьбы с изменением климата»
  • Другие публикации