Развивать нельзя отложить: сотрудничество БРИКС в области международных финансов
Сотрудничество БРИКС в области финансов сосредоточено на трех направлениях: реформирование международных финансовых институтов, увеличение взаимных инвестиций, в том числе устойчивых, создание инфраструктуры для международных расчетов. Первая часть является скорее декларативной, поскольку единой позиции по формуле квот в МВФ и Всемирном банке у стран БРИКС нет. Тем не менее, все согласны с необходимостью регулярно пересматривать квоты в соответствии с актуальной ситуацией в мировой экономике. В декларации Рио 2025 года целых три пункта посвящены необходимости реформирования Бреттон-Вудских институтов – один общий, посвящённый системе в целом, и отдельные для МВФ и Всемирного банка.
По второму направлению работа активно ведется, в том числе в рамках делового Совета БРИКС. К успехам можно отнести создание Нового банка развития в 2014 году, а к направлениям, требующим дополнительных усилий – создание рейтингового агентства БРИКС, обсуждаемого с 2015 года. Одним из важных направлений является «Стратегия экономического партнерства БРИКС» - в текущем году завершилось действие документа до 2025 года и ожидается согласование новой Стратегии, уже с учетом участия новых стран-членов. Кроме этого, в прошлом году была предложена инвестиционная платформа БРИКС. Пункт 47 декларации этого года упоминает российскую инициативу 2024 года по созданию инвестиционной платформы БРИКС. К возможным наполнениям платформы можно отнести и инициативу по Многосторонним гарантиям БРИКС, закрепленную в декларации Рио, ведь гарантии нацелены на привлечение именно частных инвестиций путем снижения рисков проекта для частного инвестора. Национальные и многосторонние банки развития часто используют такой инструмент. Например, по состоянию на конец 2024 года российский банк развития - Внешэкономбанк - предоставил гарантий и поручительств на сумму более 1,6 трлн рублей. Многосторонний Новый банк развития БРИКС формально может предоставлять гарантии по проектам стран-членов, однако пока данный инструмент не использовался.
По третьему направлению деятельность особенно активно ведется с 2022 года, хотя увеличение расчетов в национальных валютах появлялось в совместных заявлениях и декларациях еще с 2010 года. Это была одна из ключевых тем как российского председательства в прошлом году, так и бразильского в этом. Можно выделить несколько направлений сотрудничества в этой области: во-первых, усиление роли Нового банка развития (НБР) в части использования национальных валют. В декларации Рио-де-Жанейро данное направление отмечено отдельно, и действительно, с начала 2024 года до июня 2025 года доля кредитов НБР, предоставленных в национальных валютах стран-членов, выросла с 20,3% до 24,2%. Напомним, что банком поставлена цель до конца 2026 года нарастить долю таких кредитов до 30%.
Еще одна линия работы по третьему направлению - согласование Фонда облигаций в национальной валюте, поддержанного всеми странами БРИКС-5 в 2017 году и отраженного в Сиаменьской декларации. На настоящий момент прогресс крайне ограничен, и структура фонда не согласована (т.е. формула распределения долей облигаций каждой страны в фонде). Однако именно формирование фонда суверенных облигаций стран БРИКС позволит создать диверсифицированный инструмент с привлекательной доходностью как для внутренних, так и для иностранных инвесторов. Создание такого механизма может значимо увеличить оборот в национальных валютах, что позволит нарастить их ликвидность, снизить волатильность и сделать национальные валюты более привлекательными для международных расчетов. При этом эффект может быть достигнут даже если большая доля будет принадлежать облигациям только одной страны. В свою очередь, это упростит потенциальные двусторонние расчеты без использования валют-посредников.
Третья линия работы, пока отраженная только в дискуссиях – это трансграничная платежная инициатива БРИКС. В прошлом году в рамках российского председательства был представлен «Доклад по совершенствованию международной валютно-финансовой системы», в 2025 году рабочая группа по расчетам обсуждала разные аспекты, представленные в нем. В частности, по линии председателей Центральных банков были собраны предпочтения членов группы относительно трансграничных платежей и представлены в «Техническом отчете: система трансграничных платежей БРИКС».
Четвертая линия, пока не отраженная в декларациях БРИКС – это развитие инфраструктуры для использования Цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ). В настоящее время все страны БРИКС-5 находятся на разных стадиях запуска ЦВЦБ, от объявления о планах (ЮАР) до розничного этапа пилотного внедрения (Индия, Китай). Цифровые валюты могут быть использованы во всех вышеперечисленных направлениях, но в особенности их потенциал значителен в контексте платформы международных расчетов.
Таким образом, деятельность в определенной степени ведется по всем трем направлениям, и хотя яркие видимые результаты достигнуты пока не всем из них, долгосрочное видение международной финансовой системы среди стран БРИКС сближается с каждым саммитом.
Материал подготовлен специально для Экспертного совета БРИКС - Россия
Данный текст отражает личное мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Экспертного совета БРИКС - Россия.