Совершенствование механизмов трансграничных расчетов между странами – членами БРИКС
Группа стран – членов БРИКС после недавнего расширения существенно укрепила свой экономический потенциал. В 2024 году доля ВВП стран БРИКС по паритету покупательной способности (по данным МВФ) составила 40,2%, что превысило показатель участников «Группы семи» (G7) (28,8%). Торговый оборот между странами БРИКС достиг 1 трлн. долларов США.
В этих условиях обеспечение эффективной системы трансграничных расчетов остается одной из наиболее сложных и актуальных задач объединения. Важность ее возрастает с учетом сохраняющейся геополитической напряженности и использования финансовой инфраструктуры в качестве инструмента давления.
Одним из наиболее заметных достижений БРИКС стало увеличение доли расчетов в национальных валютах. По данным на 2024 год, в торговле между странами-участницами доля расчетов в национальных валютах достигла 65%. Однако страны БРИКС существенно различаются с точки зрения политических систем, экономических моделей и внешнеполитических целей, что создает препятствия для выработки единых подходов к трансграничному сотрудничеству. Отсутствие взаимного признания стандартов и согласованных правил регулирования финансовых услуг создает дополнительные препятствия для оптимизации расчетов.
Несмотря на рост доли расчетов в национальных валютах, большинство валют стран БРИКС обладают ограниченной ликвидностью; исключение составляет лишь китайский юань. Кроме того, существующие системы расчетов интегрированы в западную инфраструктуру и даже при использовании национальных валют часть расчетов проводится через корреспондентские счета в американских банках, что повышает их уязвимость с точки зрения вторичных санкций.
Расширение состава БРИКС увеличило потенциал взаимной торговли. Включение в состав БРИКС таких стран – экспортеров нефти, как Иран и ОАЭ, создало предпосылки для продолжения развития расчетов за поставки нефтепродуктов в альтернативных доллару США валютах. ОАЭ, кроме того, имеет развитый финансовый сектор и опыт создания платежных систем, что может быть использовано при реализации новых схем трансграничных расчетов.
Разные уровни экономического развития и качества финансовой инфраструктуры стран БРИКС создают сложности для интеграции платежных систем. Некоторые из новых членов, такие как Эфиопия, вынуждены решать насущные проблемы бедности, высокой инфляции и политической нестабильности, что ограничивает возможности их участия в реализации финансовых инициатив.
В период председательства в БРИКС Российской Федерации в 2024 году и с ее инициативным участием были представлены, коллегиально одобрены странами-членами и включены Казанскую декларацию следующие направления развития трансграничных расчетов:
- инициатива БРИКС по трансграничным платежам (BCBPI);
- концепция трансграничной платежной платформы BRICS Bridge.
Инициатива BCBPI содержит перечень общих подходов к сотрудничеству в платежной сфере, направленных на создание новой наднациональной платежной инфраструктуры.
Ключевые цели BCBPI:
- ускорение и упрощение трансграничных платежей между странами БРИКС;
- разработка общих правил и нормативов, повышение прозрачности платежей;
- поддержка инноваций путем предоставления новых инструментов для финансовых институтов;
- увеличение доли национальных валют в трансграничных платежах;
- повышение совместимости национальной платежной инфраструктуры стран БРИКС.
BRICS Bridge — международная платежная система, которая будет включать механизм обмена финансовыми сообщениями и не будет зависеть от банковской инфраструктуры и существующих систем, включая SWIFT. Она будет основана на цифровых финансовых активах, выпущенных центральными банками и «привязанных» к национальным валютам стран –членов БРИКС.
Подробная информация по инициативам BCBPI и BRICS Bridge не раскрывается с учетом ее высокой чувствительности к санкционным мероприятиям. Вместе с тем, можно предположить, что проект BRICS Bridge находится на ранней стадии разработки — согласовываются его общая концепция и механизмы расчетов. Для запуска платформы потребуются и изменения в национальном законодательстве стран БРИКС.
Следует отметить также проекты, которые обсуждались на уровне рабочих групп Делового совета БРИКС: платежная система BRICS Pay, Децентрализованная трансграничная система обмена финансовыми сообщениями (DCMS), децентрализованная платежная система UNIT.
BRICS Pay — децентрализованная мультивалютная международная платежная система. Функциональность модуля C2B позволит иностранным туристам в России и российским туристам за рубежом оплачивать товары и услуги без необходимости открытия банковского счета в стране пребывания. Карта одной из международных платежных систем «привязывается» к сервису и платежи осуществляются с использованием QR-кода. Пилотные испытания функциональности модуля C2B BRICS Pay были проведены на Бизнес-форуме БРИКС в Москве в октябре 2024 года.
Функциональность модуля B2B в рамках BRICS Pay, которая позволит предприятиям осуществлять трансграничные платежи, находится в стадии разработки. BRICS Pay станет платежным шлюзом, к которому будут подключены существующие платежные каналы. Получив запрос на перевод из одной юрисдикции в другую, система выберет наиболее оптимальный маршрут для осуществления транзакции.
Децентрализованная система обмена финансовыми сообщениями (DCMS) представляет собой универсальную систему с открытым исходным кодом, основанную на технологии распределенного реестра. DCMS позволит отправлять финансовые сообщения в формате SWIFT для международных переводов в любой валюте, включая цифровые валюты центральных банков, без риска изоляции любого из участников от системы под внешним давлением (например, со стороны регулятора).
UNIT — децентрализованная платежная экосистема, базирующаяся на блокчейн-платформе. На платформе участники выпускают и обменивают единицы учета UNT, привязанные к золоту и корзине национальных валют стран БРИКС. Определен ряд потенциальных технологических партнеров проекта в России и за рубежом.
На XVII саммите БРИКС, прошедшем в Рио-де-Жанейро в июле 2025 года, подтверждена актуальность продолжения обсуждения Инициативы БРИКС по трансграничным платежам (BCBPI) и представлен «Технический отчет: Система трансграничных платежей БРИКС», который «отражает выявленные предпочтения членов и должен сыграть ключевую роль в наших усилиях по содействию быстрым, недорогим, более доступным, эффективным, прозрачным и безопасным трансграничным платежам между странами БРИКС и другими государствами».
Таким образом, несмотря на существующие проблемы, развитие независимой системы трансграничных расчетов в рамках БРИКС не просто продолжается, но и становится необратимым. Драйверами этого процесса являются как объективные растущие экономические потребности стран-участниц, так и субъективные факторы — продолжающиеся попытки использования действующей финансовой инфраструктуры и доллара США в качестве рычагов геополитического давления.
Материал подготовлен специально для Экспертного совета БРИКС - Россия
Данный текст отражает личное мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Экспертного совета БРИКС - Россия