Трансформация систем общего образования стран БРИКС

Трансформация систем общего образования стран БРИКС

31 августа 2025 г.

Доклады

Трансформация систем общего образования стран БРИКС

Образование — один из ключевых факторов устойчивого развития, социального равенства и технологического прогресса. В условиях глобальной трансформации к образовательной повестке все чаще обращаются как к инструменту формирования будущего. В этом контексте особенно важно понимать, как выстраиваются национальные системы образования в странах с разным историческим и культурным опытом, но схожими масштабами и амбициями. К числу таких стран относятся государства БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, — чье влияние на глобальную образовательную повестку продолжает расти. Материал, представленный в новом аналитическом докладе, подготовленном Экспертным советом БРИКС-Россия совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, позволяет проследить, как страны БРИКС по-разному решают общие задачи — от выравнивания доступа к школьному образованию до внедрения цифровых решений, от борьбы с оттоком учителей до поддержки инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога. Наряду с этим поднимаются вопросы интеграции мигрантов, устойчивости образовательной инфраструктуры и роли школ в обеспечении социальной сплоченности. Отдельное внимание уделяется тому, как государства формируют собственные стратегические приоритеты, не прибегая к механическому заимствованию внешних моделей. Так, в Индии идет поиск баланса между современными требованиями рынка труда и традициями ведического знания, в Южной Африке образовательная политика направлена на преодоление последствий сегрегации, в Бразилии — на признание многообразия как ценности, в Китае и России — на выравнивание условий и повышение доступности качественного образования в отдаленных регионах. Содержание исследования подчеркивает, что образовательные системы стран БРИКС развиваются не вопреки различиям, а благодаря им. Разнообразие становится точкой роста — основой для создания гибких, устойчивых и справедливых моделей образования. Этот опыт может быть полезен не только государствам БРИКС, но и широкому кругу стран, заинтересованных в переосмыслении подходов к школьному образованию с учетом социальных, культурных и институциональных реалий.

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС – 2025. Подготовлено Экспертным советом БРИКС — Россия при поддержке Института образования НИУ ВШЭ
    ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС – 2025. Подготовлено Экспертным советом БРИКС — Россия при поддержке Института образования НИУ ВШЭ
  • Другие публикации