Глобальное управление без глобального объединения
Каждый новый день приносит человечеству возрастающую неопределенность относительно его будущего. Надлом системы глобального управления, произошедший с развалом Советского Союза и окончанием эпохи биполярности, приведший к ситуации агрессивного передела сфер влияния в пользу оставшегося гегемона, обусловил ситуацию безальтернативной необходимости реформы международной системы с учетом реального голоса стран Мирового большинства.
В чем сила, американец?
Несмотря на то что формы сотрудничества стран Мирового большинства поначалу в значительной степени были позаимствованы у группы стран, самовольно присвоивших себе право определять параметры глобального взаимодействия, содержание и дух работы новых форматов, таких как БРИКС, по мере их развития показали значительные отличия: принцип суверенного равенства и взаимного уважения как между членами группы (независимо от наличия или отсутствия проблем двустороннего характера), так и со стороны членов группы к другим странам и народам вместо претензии на моральное лидерство и увязок политических условий для достижения более выгодных собственных позиций в обмен на ограниченную помощь, сохраняющую в долгосрочном периоде зависимость и отставание реципиентов такой помощи; акцент на диалог и взаимоприемлемые развязки сложных вопросов вместо диктата; право на развитие в соответствии с национальными устремлениями, культурой и традициями вместо ограничений на использование открывающихся возможностей в соответствии с жесткими рамками и логикой интересов ограниченного круга стран; межцивилизационный, межкультурный и межрелигиозный диалог вместо унификации и усреднения с потерей собственной идентичности.
Именно это, как представляется, а не количественные показатели превосходства вроде совокупного ВВП по ППС или объема промышленного производства определяют на сегодняшний день значительную привлекательность БРИКС для множества стран по сравнению с аналогичными форматами западных государств, а также и более широкие возможности объединения в рамках решения задач по реформированию международной системы в сторону ее большей представительности и справедливости принципов регулирования. Именно БРИКС сегодня способен представить государствам, традиционно находившимся на «периферии» международной системы, право голоса и возможность выбрать основные параметры своего будущего, причем такая возможность есть не только у тех, кто официально является одним из членов группы.
Казалось бы, еще более представительным форумом, который мог бы обеспечить такие возможности является «Группа двадцати», которая включает в себя большинство членов БРИКС, но также и не оставляет в стороне «пожилые» государства «семерки». Тем не менее практика показывает, что «Группа двадцати», к сожалению, скорее является почти таким же феноменом уходящего мира, как и «Группа семи». Несмотря на кажущуюся представительность, с прошлого года значительно увеличившуюся благодаря вступлению Африканского союза, в прошлое ее тянет конфронтационный настрой представителей Запада, политизация глобально значимых проблем и навязывание единственно правильного в понимании стран «семерки» мнения остальным.
Утеря культуры диалога у представителей «золотого миллиарда» фактически парализует эффективную работу любого института или механизма, в который они входят, если его деятельность не отвечает в полной мере интересам данной группы государств. И речь здесь идет не только о таких клубных механизмах, как «Группа двадцати», но и таких глобальных институтах, как, например, ВТО. Политизируются и используются западными государствами такие области, как культура, наука или спорт, которые, напротив, должны объединять и находиться над политикой. Чего только стоят постыдные выступления главы Международного олимпийского комитета, который уже давно утерял даже право называться таковым.
И именно поэтому, несмотря на то что западные державы все еще остаются ключевыми держателями финансовых, технологических и иных ресурсов, обеспечивающих их рычагами давления в отношении стран мирового большинства, за счет которых страны «золотого миллиарда» и получили все существующие преимущества и возможности доминирования, растет объективная потребность в определении и поддержке альтернативного центра силы, способного защищать их интересы. При этом мы ни в коем случае не говорим о противостоянии между странами БРИКС и Западом, по крайней мере никто из стран - членов объединения так не мыслит. Речь идет именно о конструктивной повестке, о выработке новых взаимовыгодных идей, запуске дополнительных проектов и механизмов в условиях, когда глобальные институты не справляются. Никто из стран БРИКС не говорит об отмене МВФ, хотя последнее решение о справедливом пересмотре квот было достигнуто в 2009 году и с тех пор продолжает буксовать, или же Всемирного банка. Недостатки глобальной системы компенсируются новыми альтернативными механизмами вроде Нового банка развития БРИКС, нацеленного на преодоление существующего разрыва в потребностях в инвестициях в инфраструктуру по всему миру.
Аналогичным образом обстоят дела и со многими другими институтами глобального управления. Уже очень давно и сложно продвигается вопрос относительно реформы ООН, хотя правильнее было бы сказать, что какое-либо движение, наоборот, отсутствует. Какая роль в этой связи может быть у БРИКС? С одной стороны, налицо достаточно значимое для дипломатического языка продвижение в общих декларациях относительно места и роли стран - членов БРИКС, не являющихся постоянными членами СБ ООН, в Организации. С другой - остается понимание того, что, независимо от предлагаемой терминологии, сами эти изменения вряд ли будут приближены к практической реализации лишь благодаря соответствующим документам лидеров стран объединения.
Однако что может дать БРИКС в этой связи, так это дополнительный вес и авторитет его членов на международной арене в целом, независимо от того, говорим ли мы об ООН, любой из организаций семьи ООН или же любого международного института. Причем в данном случае имеет значение не только качественное усиление, но и количественное. Взять хотя бы тот же МВФ - ведь несмотря на тупик в процессе пересмотра квот в сторону более справедливого и отражающего новые реалии в возможностях стран Мирового большинства подхода, даже текущий состав БРИКС дает возможность не пропустить невыгодные решения фонда ввиду того, что их общая доля достигает 18%.
Немаловажной является и возможность выступить в качестве авторов обновленных подходов к организации системы международных отношений с последующим лоббированием всей структуры ООН и ее стран-членов, в первую очередь стран Мирового большинства.
Не менее важна и концептуальная позиция БРИКС как некой мирной альтернативы или антитезы прописанного С.Хантингтоном сценария столкновения цивилизаций, где объединение через практическое взаимодействие и сферу гуманитарного сотрудничества демонстрирует альтернативный сценарий мирного и взаимовыгодного сосуществования различных культур и цивилизаций. Впрочем, с учетом все более резкой позиции западников и несмотря на позицию БРИКС относительно того, что они не дружат ни против кого, возрастают шансы на практическое оформление концепции «West against the rest», и здесь роль БРИКС окажется не только в создании и развитии пространства доверия и сотрудничества между странами Мирового большинства, но и нивелирования возможных негативных последствий для мирового развития, а также для населения всех стран мира (включая западных) от агрессивной политики глобальных западных элит.
Еще одним инструментом может стать уже опробированный метод создания параллельных альтернативных механизмов в тех областях, прогресс по которым исключительно необходим для обеспечения поступательного развития стран БРИКС и стран Мирового большинства, но с которыми не справляются или намеренно не хотят справляться созданные западным сообществом институты. Впрочем, здесь необходимо соблюдать осторожность, чтобы не наплодить огромное количество новых бюрократических образований, формально обозначающих амбиции на новое видение, но, по сути, не предоставляющих уникального нового содержания, а скорее представляющих некую, слегка адаптированную кальку с существующих механизмов, ранее созданных Западом в своих интересах. Именно в такой логике необходимо еще раз посмотреть на упомянутый здесь чуть раньше и один из самых ярких примеров сотрудничества БРИКС - его Новый банк развития, встраивание коего в заданные БреттонВудскими институтами рамки скорее ограничивает возможности для его вклада в развитие.
Аналогичным образом необходимо прорабатывать любую из сфер взаимодействия стран БРИКС, речь идет не только о валютно-финансовой системе или экономическом аспекте - будь то энергетика или экология, продовольственная безопасность или технологическое развитие. Когда речь идет о платформенных решениях, то в случае БРИКС мы должны говорить о настоящей открытости и равноправном участии всех стран объединения в их реализации. Исключительно важной является и работа соответствующих специалистов стран БРИКС над вопросами стандартизации и выработки критериев различных областей международного сотрудничества с учетом запросов на развитие стран Мирового большинства - новых для нарождающихся сфер и пересмотра существующих в случае такой необходимости.
Отсюда и данный запрос на вступление в БРИКС, возможность присоединиться к равноправным и взаимоуважительным дискуссиям, а также стать активным участником формирования образа будущего. Стоит отметить, что в прошлом году мы увидели одномоментное увеличение числа участников объединения почти в два раза, еще более внушительный список государств составляют те, кто пока еще не стал частью клуба, но в той или иной степени готов к совместной работе.
В этой связи вспоминается пионер «клубного движения» - «Группа семи». Одно время к группе старательно присоединялась новая Россия, выполняя все домашние задания, стараясь понравиться старшим товарищам. Но по мере восстановления национальной гордости и понимания приоритетности национального суверенитета происходило все большее осознание того, что работа группы абсолютно не соответствует ни собственным национальным интересам, ни интересам развития мира в целом. Кстати, можно вспомнить, что попытки пригласить Китай в группу не увенчались успехом. Помимо того, что и сами члены «семерки» осознают себя как эксклюзивный, элитный клуб, примечательно, что запросов на присоединение к ней со стороны крупных развивающихся держав так и не поступило. Удел господ - оставаться в гордом одиночестве в своем «цветущем саду» и держаться подальше от «диких джунглей» и их обитателей.
Когда цветет тысяча цветов
Что же обеспечивает БРИКС такими широкими возможностями, которых нет у более богатых государств «золотого миллиарда»? Далее речь пойдет не столько о принципах, которые мы рассмотрели ранее, сколько о самом инструментарии, который дал возможность выхода на более смелые и заманчивые проекты и решения.
Начнем с того, что БРИКС с самого начала выступал как комплексная инициатива, а не просто собрание лидеров по обсуждению экономических вопросов, и это объединение не только единомышленников, но и энтузиастов. Не в последнюю очередь инновационность этого формата определялась направлением своего построения - снизу вверх. Хотя формально первый саммит стран БРИК прошел в 2009 году, встреча интеллектуалов БРИКС состоялась годом ранее по инициативе В.А.Никонова и в некотором смысле стала предтечей официального трека, хотя мы ни в коем случае не стремимся этим преуменьшить ни процессы, запущенные еще Е.М.Примаковым с его концепцией «треугольника», ни начало общения в рамках Хайлигендамского процесса, ни последующие официальные встречи на полях ООН.
Дальнейшее развитие событий показало, что такое интеллектуальное визионерство сохранило свою актуальность, поскольку многие значимые инициативы БРИКС изначально родились в спорах и обсуждениях именно экспертного сообщества. Далее, закрепленные Дурбанской декларацией решения о формализации процесса взаимодействия с экспертными и деловыми сообществами тоже стали результатом эффективности вклада последних в развитие работы объединения. И здесь сложно переоценить экспертный потенциал БРИКС, причем речь может идти как о государственных структурах, так и научно-исследовательских институтах, тем более что есть насущная потребность в научном и аналитическом обосновании принимаемых объединением позиций.
Если посмотреть на большинство принимаемых решений как в «Группе семи», так и «Группе двадцати», мы увидим, что большая часть экспертных обоснований и подводок к таким решениям осуществляется в ОЭСР - организации, в которой не состоит ни одна из стран БРИКС, но членами которой являются все члены «семерки». И это при том, что население стран БРИКС составляет порядка 45% от общемирового, а «Группы семи» - порядка 10%, в странах БРИКС сосредоточено порядка 38,3% мирового промышленного производства, а в «семерке» - менее трети. Несопоставимы и возможности по ключевым минеральным ресурсам нынешнего БРИКС и стран «семерки», ВВП по ППС БРИКС также достиг уже 37,3%, в то время как доля стран «Группы семи» в мировом валовом продукте снижается и на сегодняшний день не превышает 30%.
В основном, несмотря на высокий экспертный уровень, которым обладают документы, выработанные в ОЭСР, необходимо учитывать, что предлагаемые критерии и стандарты в сфере того же налогообложения, экономической политики и других вопросов, которые прорабатывает Организация, будут неизбежно иметь национальные особенности и опосредованно продвигать интересы стран-членов, не учитывая интересов или специфики внешнего круга государств.
Очевидно, что в таких условиях есть необходимость создания похожей международной экспертно-аналитической структуры стран БРИКС в целях выработки руководящих документов, экспертизы инициатив БРИКС, обеспечения аналитическими материалами, подготовки обзорных отчетов и мониторинговых докладов, создания рейтингов, критериев совместимости и общих стандартов, равно как и определения и масштабирования передового опыта стран БРИКС. Причем такая структура должна стать ядром выработки экспертных позиций не только для БРИКС, но и для других международных структур, будь то «Группа двадцати» или любой другой институт или механизм, включающий в себя страны Мирового большинства.
Как отмечалось выше, подобная задумка, хоть и в ограниченном виде, уже была в определенном смысле организована. Сетевая структура горизонтального взаимодействия национальных координаторов стран БРИКС, получившая оформление в виде Совета экспертных центров (СЭЦ), призвана решать многие из вышеназванных задач. Однако на сегодняшний день мы в большей степени видим именно тематическое взаимодействие национальных координаторов с адаптируемой под каж- дое новое председательство повесткой и в большей степени ритуальной, нежели реальной преемственностью. Речь не идет о необходимости отказаться от суверенных элементов такого совета, тем не менее представляется необходимым обеспечить некую единую технологическую платформу для взаимодействия оных, может с использованием распределенного реестра, и значительно нарастить ресурсные возможности СЭЦ при участии всех государств БРИКС.
В связи с этим нужно вспомнить витавшую некоторое время назад в экспертных кругах и даже нашедшую свой путь в итоговые документы лидеров инициативу создания виртуального секретариата БРИКС. Его создание было призвано нивелировать все те бюрократические препоны, которые неизбежно будут возникать в случае институционализации объединения и превращения его в полноформатную международную организацию, а также должно было создать некую общую «историческую» и «документальную» память объединения и предоставить платформу для взаимодействия официального трека. Тем не менее данная инициатива стала одной из тех, которые остались на бумаге, просчет вариантов практической реализации данного концепта выявил превышение рисков над возможностями. Виртуальный секретариат остался в недополненной реальности.
Однако это совсем не значит, что сегодня не стоит вернуться к переформатированной идее, позволяющей странам БРИКС иметь свой собственный сильный аналитический центр, объединяющий в себе аналитические и научно-исследовательские ресурсы, аналогичные ОЭСР, обеспечивающий архивацию и быстрый и упорядоченный доступ ко всем значимым документам с возможностью использования алгоритма ИИ с проведением периодической оптимизации существующих проектов и документов, а также предоставляющий технологическую платформу для взаимодействия национальных координаторов объединения, с перспективой захода на платформы и официальных структур.
С некоторыми идеями единения уже выступали в годы своего председательства большинство представителей стран БРИКС, однако даже при наличии последующей воли обычно такая идея ограничивалась запуском и поддержанием сайта, на который предлагалось выкладывать свои материалы каждому из представителей стран БРИКС. Нечто подобное было в свое время запущено индийской ОРФ с размещением общих документов БРИКС, по итогам своего председательства в прошлом году с инициативой Академии БРИКС и общего для всех сайта вышла и южноафриканская SABTT.
В принципе, функционал данной платформы с наличием независимых, но включенных в единое пространство национальных сегментов может быть гораздо шире. При общем «зонтике» могут быть выделены отдельные сектора под любой из форматов «аутрич», а не только экспертный трек, будь то Деловой совет БРИКС или Женский деловой альянс, молодежный или парламентский трек, структуры гражданского общества или НТИ. Это помогло бы не только обеспечить реализацию вышеназванных функций, но и несколько упорядочить взаимодействие по разным направлениям внутри БРИКС, предполагая наличие единого входа для любого игрока, заинтересованного в продвижении БРИКС, одновременно обуславливая не только демократичность процесса, но и его верификацию через реестр добросовестных участников.
Например, для молодежи было бы проще оценивать возможности обучения и иных траекторий развития в сфере науки и образования при наличии понимания, что любой игрок в этой области должен быть представлен на данной платформе, как это должно было бы быть с университетами, являющимися полномочными участниками Сетевого университета БРИКС, а наличие в своем названии аббревиатуры «БРИКС» и красочный сайт без верификации в едином пространстве объединения обозначат реальное место данного игрока и не позволят вводить в заблуждение потенциальных обучающихся и слушателей.
Аналогично по направлению бизнес-взаимодействия стран БРИКС присутствие той или иной компании в общем реестре будет означать, что данный игрок на рынке проверен и является добросовестным партнером, а многочисленные мошенники, опять же, даже если в их названии имеется аббревиатура «БРИКС» и на словах они бравируют связями со структурами БРИКС, при этом не смогут пройти верификацию для присутствия на данной платформе, что аналогичным образом обеспечит бóльшую чистоту, а прозрачность многократно снизит риски деловой активности на пространстве объединения.
Вообще, интересно наблюдать, как за годы своего существования развивалась, наполнялась новыми смыслами и активностями, а также горизонтальными связями семья народов БРИКС. По российской инициативе появился и закрепился как один из основных мероприятий второй дипломатической дорожки не только экспертный, но и гражданский трек. Происходит очень разноплановая работа с молодежью стран БРИКС и стран Мирового большинства, укрепляется их взаимодействие друг с другом. Из наиболее удачных и знаковых проектов с молодежью можно назвать традиционную международную школу БРИКС, семестровую обменную программу с сочетанием пяти наиболее актуальных для всех стран БРИКС тематических, а также культурных и просветительских мероприятий, а также Молодежный саммит БРИКС.
Отдельно стоит выделить и рассказать про инициативу Гражданского форума БРИКС, запущенного по российской инициативе в 2015 году. Нужно отметить, что вопросам взаи- модействия с гражданским обществом всегда уделялось при- оритетное место в нашей стране, поэтому неудивительно, что в ходе нашего председательства в рамках других клубов аналогичный процесс также инициировался Россией. Несмотря на то что ключевым событием года с точки зрения гражданского процесса является Гражданский форум БРИКС, который сос- тоится в начале июля этого года, нужно помнить о том, что каждый из аутрич-форматов - это постоянный процесс, который позволяет максимально полным образом вовлекать всех заинтересованных в конструктивном диалоге участников.
Так, если по экспертному треку в преддверии ожидающегося уже в конце мая Академического форума на регулярной основе проходят тематические «круглые столы» по всему спектру повестки председателя, то гражданский процесс поделен на девять ключевых рабочих групп, каждая из которых с участием представителей общественности всех стран БРИКС прорабатывает предложения и рекомендации, которые затем будут представлены лидерам всех стран объединения. Итоговые рекомендации стали уже традиционным элементом каждого из аутрич-форматов. Хотя в этом году ожидаются и инновации, в частности, по итогам гражданского процесса будет подготовлено два документа: помимо стандартных рекомендаций, еще и Обращение к Саммиту будущего ООН, что позволит гражданскому обществу БРИКС заявить о себе, о видении общего будущего и целях развития в интересах всего мира.
В общем, надо отметить, что существующие аутрич-форматы БРИКС уже смогли зарекомендовать себя и стали серьезным фактором по обеспечению результативности объединения. БРИКС - это сложный, многогранный организм, способный к решению сверхзадач, причем такие возможности, одновременно в разы усложняющие работу внутри объединения, получаются именно при наличии множества заинтересованных в работе БРИКС участников и в серьезной мере зависят от слаженности механизма диалога внутри сообщества. В текущей непростой геополитической ситуации, пожалуй, только БРИКС может осилить решение того масштаба задач, которые стоят перед человечеством, причем продвигая решения в интересах всего человечества. Будущее за БРИКС, а БРИКС - это мы все.